ПРАЗДНИК «ПРОЩАНИЕ С АЗБУКОЙ»
Дети под музыку входят в класс.
1.Мы сегодня очень рады всем ребятам, папам, мамам.
2.Всех знакомых, незнакомых, и серьёзных, и веселых 1 класс, 1 класс пригласил на праздник вас!
Учитель. Дорогие ребята! Уважаемые родители! Сегодня у нас необычный день. Мы закончили первую школьную книгу – «Азбуку». За это время вы очень выросли, повзрослели, многое узнали и многому научились, испытали первые трудности и научились их преодолевать. Первая ступенька на лестнице знаний – это общий труд, как для вас, так и для ваших родителей. Поздравляю вас с этой серьезной победой!
3. Книгу первую мою Берегу я и люблю. Хоть пока и по слогам Я её читаю сам – И в конце, и в серединке В ней красивые картинки. Есть стихи, рассказы, песни. С книгой жить мне интересней!
Частушки.
1. Мы собрали пап и мам, Но не для потехи. Мы сегодня рапортуем Про свои успехи.
2. Мы в нарядах нынче новых, И у нас счастливый вид, Ведь сегодня мы удачно Изучили алфавит!
3. Разбудите меня ночью, В самой серединочке, Расскажу вам алфавит Без одной запиночки.
4. Тыщу слов в минуту нынче, Как машина я строчу. Я любую вашу книжку Одним махом «проглочу»
5. Ёлочки – сосёночки Колкие ,зеленые. Все ребята - первоклашки В Азбуку влюбленные.
6. Топни ножка-нога. Топни правенькая. Азбуку всю изучила. Хоть и маленькая.
7. Раньше сказки нам читали Бабушка, сестричка, С Азбукой понятна стала Каждая страничка. 8. Не печалься Азбука, Лучше нету книжки! Подарю тебя теперь Младшему братишке!
9. Мы простимся с Азбукой И рукой помашем, И спасибо десять раз Дружно хором скажем!
Вбегает Буратино.
Б. Привет, ребята! Узнал, что у вас сегодня праздник «Прощание с Азбукой», а я так люблю праздники! И вот я здесь. Но неужели вы так быстро научились читать и писать?
Дети. Научились.
Б. Ой, какие вы молодцы! А меня помните, Мальвина учила писать? Но я не был прилежным учеником и сейчас читаю и пишу плохо. Ребята, покажите, как вы читаете.
Дети. 1. Мне учиться очень нравится, Отвечать я не боюсь, Я могу с задачей справиться, Потому что не ленюсь.
2.Я бросила куклу, Играть не хочу. Мне некогда очень. Я буквы учу.
3. Даже маленький ребёнок, Не умеющий читать, Только вышел из пеленок – Просит книгу показать. Б. Ладно, теперь я честно обещаю, что буду стараться и скоро научусь читать как вы. Знаете, что, а давайте пригласим на праздник Мальвину. (Буратино приводит Мальвину)
М. Здравствуйте, ребята! Буратино сказал, что вы уже научились читать. Это правда? Наверное у вас была волшебная книга? Как она называется?
Дети. АЗБУКА
М. А знаете ли вы, что в сказках порой случаются невероятные вещи? Так вот сейчас и произойдет чудо (хлопает в ладоши). Раз, два, три.
Входит Азбука.
Азбука. Здравствуйте, мамы, здравствуйте, папы! Привет, мальчики и девочки! Как я рада снова встретиться с вами. Только в школу вы пришли – Встретилась я с вами. Дни учебы потекли, Стали мы с друзьями. Я учила буквам вас, И письму и чтению, Дружбе крепкой и труду, А еще терпению. Вас сегодня не узнать: Стали хорошо читать, Очень грамотными стали, Поумнели, возмужали, И хочу сказать сейчас: Рада я, друзья, за вас!
М. Дорогая Азбука. Ты сегодня самый желанный гость на нашем празднике.
Учитель. Ребята, давайте вспомним, что произошло у нас в лицее в первый учебный день – 1 сентября.
Первоклассник. Если сад цветами запестрел, В поле колос налился пшеничный, В огороде урожай поспел – Значит, праздник близится отличный. Надеваю брюки и жилет, От волнения сердечко ноет, Мама приготовила букет – Подарю учительнице в школе.
Азбука. Ждет с волнением и девчонок и мальчишек Книга скромная – Русская Азбука. Среди ярких, толстых книжек Эта книга всем нужна: Учит грамоте она. (обращается к первокласснику) Хочешь многое узнать – Научись, малыш, читать.
Первоклассник (недовольно отвернувшись) И зачем было идти? Я читаю лет с пяти. Нужен этот первый класс! Ухожу домой сейчас, Попрошу купить компьютер, Буду целый день играть, В Интернет письмо писать.
Азбука. Подожди, не торопись, Лучше к школе приглядись. А уйти всегда успеешь И включиться в Интернет. Грамотой не овладеешь – Подключаться толку нет: Насмешишь весь белый свет! Первоклассник. (возмущенно) Как же так? Ведь я читаю, Цифры знаю, буквы знаю.
Азбука (показывает на букву Р) Эту тоже?
Первоклассник. Ну а как же? Скажет каждый во дворе: Перед нами буква «РЭ».
Буква Р. Я – не рэ, не рэ, не рэ, Хоть пишусь я во «дворе»! Ты меня найдешь в «горах», «Тундре», «речке», «берегах». Рокочу я громким ревом – Вот тигриным, например. Моё имя – буква «ЭР»!
Первоклассник (смущенно) Извините, я не знал, Но я правильно читал.
Учитель. Отгадайте загадку. Тридцать три родные сестрицы писаные красавицы В одном городе живут и повсюду славятся. Дети. Буквы.
Учитель. Уважаемая, Азбука! Принимай парад букв.
Азбука. Есть принимать парад! Команда славная моя, стройся вряд от А до Я! Алфавит, равняйсь. Смирно.
Учитель. Сегодня у нас в гостях все 33 буквы русского алфавита. Гласные! Гласные. Здесь. Учитель. Согласные. Согласные. Здесь. Учитель. Буквы, которые не обозначают звуков! Ъ и Ь. Здесь. Учитель. Буквы-значки, как бойцы на парад, В четком порядке построены в ряд. Каждый в условленном месте стоит. И называется все. Дети. Алфавит. Учитель. Буквы, по порядку рассчитайсь!
А – Аист с нами прожил лето, а зимой гостил он где-то.
Б – Бегемот разинул рот, булки просит бегемот.
В – Воробей влетел в окно воровать у нас зерно.
Г – Гриб растет среди дорожки, голова на тонкой ножке.
Д – Дятел жил в дупле пустом, дуб долбил, как долотом.
Е и Ё – Ель на ёжика похожа, ёж в иголках, ёлка тоже.
Ж – Жук упал и встать не может, ждёт он, кто ему поможет.
З – Звёзды видели мы днем за рекою, над Кремлем.
И, Й – Иней лег на ветви ели, иглы за ночь побелели.
К – Кот ловил мышей и крыс. Кролик лист капустный грыз.
Л – Лодки по морю плывут, люди веслами гребут.
М – Мед в лесу медведь нашел, мало меда, много пчел.
Н – Носорог бодает рогом, не шутите с носорогом.
О – Ослик был сегодня зол, он узнал, что он осел.
П –Панцирь носит черепаха, прячет голову от страха.
Р – Роет землю старый крот, разрыхляет огород.
С – Спит спокойно старый слон, стоя спать умеет он.
Т –Таракан живет за печкой, то-то теплое местечко.
У – Ученик учил уроки, у него в чернилах щеки.
Ф – Флот плывет к родной земле, флаг на каждом корабле.
Х – Ходит по лесу хорек, хищный маленький зверек.
Ц - Цапля важная, носатая, целый день стоит как статуя.
Ч – Часовщик, прищурив глаз, чинит часики для нас. Ш – Школьник, школьник, ты - силач, шар земной несешь , как мяч.
Щ – Щеткой чищу я щенка, щекочу ему бока.
Ъ – Всем известно без подсказки: твердый знак как ключ от сказки, никогда его у нас не отнимет Карабас.
Ы – Вот топор, полено рядом – получилось то, что надо. Получилась буква Ы, все мы знать её должны.
Ь – Буква Р перевернулась, мягким знаком обернулась. Мягкий знак, мягкий знак – ковш, половник и черпак.
Э – Эта кнопка и шнурок – электрический звонок.
Ю – Юнга – будущий матрос, южных рыбок нам принес.
Я – Ягод нет кислее клюквы, я на память знаю буквы.
ПЕСНЯ ПРО БУКВЫ.
Учитель. А сейчас, внимание, буквам задание. Сейчас мы проверим, как вы научились из букв составлять слова. ( Учитель загадывает загадки. Дети строятся по буквам слова – отгадки).
Азбука. А вы знаете, какая по счету стоит в алфавите буква я? Дети. Последняя. Учитель. Давайте послушаем, какая история приключилась однажды с буквами.
Сценка «Буква Я» Учитель. Всем известно, буква Я В Азбуке последняя. А известно ли кому, Отчего и почему? Неизвестно? Дети. Неизвестно. Учитель. Интересно? Дети. Интересно. Учитель. Ну, так слушайте рассказ. Жили в Азбуке у нас буквы. Жили , не тужили, потому что все дружили. Где никто не ссорится, там и дело спорится. Только раз все дело стало из-за жуткого скандала. Буква Я в строку не встала, взбунтовалась буква Я.
Я. – Я-, сказала буква Я. Главная , заглавная. Я хочу, чтобы повсюду впереди стояла я! Не хочу стоять в ряду ! Быть желаю на виду!
Ф – Фу-ты, ну-ты! – фыркнул Ф. От обиды покраснев.
С –Срам! – сердито С сказала.
В. В кричит -ВООБРАЖАЛА.
П. Проворчала П: - Попробуй, потолкуй с такой особой!
Учитель. Я затопала ногами. Я – Не хочу водиться с вами! Буду делать все сама, Хватит у меня ума.
Учитель. Буквы тут переглянулись, все буквально улыбнулись, и ответил дружный хор.
Буквы. Хорошо идем на спор.
А. Если сможешь в одиночку Написать хотя –бы строчку,- Правда стало быть твоя.
Я. Чтобы я, да не сумела? Я ж не кто-нибудь, а Я!!!
Учитель. Буква Я взялась за дело, целый час она пыхтела, и кряхтела, и сопела. Написать она сумела только…
Я. Яяяяяяяяяяяя!
Учитель. Как зальется буква Х.
Х. Ха-ха-ха-ха-ха!
О. О от смеха покатилось.
А. А за голову схватилась.
Б. Б схватилось за живот.
Учитель. Буква Я сперва крепилась, а потом как заревет!
Я. – Я, ребята, виновата! Признаю вину свою. Я согласна встать, ребята, Даже сзади буквы Ю.
Буквы. Что, решил весь алфавит.
А. Если хочет, - пусть стоит. Дело ведь совсем не в месте, Дело в том, что все мы вместе.
Б. В том, что все б – От А до Я – жили как одна семья.
Учитель. Буква Я всегда была всем и каждому мила. Но советуем , друзья…
Буквы. Помнить место буквы Я!
Азбука. Дорогие мои помощники! Объявляю вам благодарность за хорошую службу, за то, что помогли первоклассникам в овладении чтением!
В класс входит Незнайка.
Незнайка. Ой, что у вас здесь происходит? Народу полным – полно, и Азбука здесь. Здравствуйте, вам! ( спрашивает у Азбуки, показывая на буквы) А это кто?
Азбука. А это мои помощники – буквы.
Незнайка. Зачем тебе так много букв? Их же очень много. Сколько их всего?
Дети. 33.
Незнайка. Ого! Бедные детки! Как же можно все их выучить! 33 это ж больше, чем пальцев на руках. Нет, если бы я работал Азбукой, я бы букв оставил поменьше, чтоб ребятам было полегче!
Учитель. Незнайка, но ведь в алфавите каждая буква важна.
Азбука. Надо тебе, Незнайка, серьезно заняться своим обучением.
Незнайка. Ну, допустим, это лишнее. Я и без грамоты могу прекрасно стихи сочинять. Вот к празднику приготовил свеженькие, ещё никто не слышал.
Читает стихи. Дети исправляют допущенные им ошибки.
1. Тает снег, течет ручей. На ветвях полно врачей.
2. Синеет море перед нами. Летают майки над волнами.
1. Говорят один рыбак В речке выловил башмак, Но зато ему потом На крючок попался дом.
2. Врач напомнил дяде Мите: - Не забудьте об одном: Обязательно примите Десять цапель перед сном.
Учитель. Видишь, Незнайка! Не зря говорят: «Мало уметь читать, надо уметь думать». Стихи заучивать не так просто.
Мальвина . Друзья, а о нас вы не забыли? Мы тоже вместе с вами шагали по страницам «Азбуки» и тоже приготовили для вас интересные конкурсы.
Буратино Я нес для вас слова, но вот беда: по дороге я упал и все слова рассыпались.
Учитель. Не волнуйся, Буратино, ребята соберут из слогов слова. РО ЧУ ЩА СВЕ ТА КРИ ЩУ ЧА
ТУ КРУ ЧУ ПИ ЩА ЧА КА ЩА
Дети составляют слова из слогов.
Буратино. Молодцы, ребята! Хорошо потрудились. А на какие правила я принес вам слова?
Учитель. Ребята, а какие ещё правила мы изучили?
Выходят буквы Ж. Ш. И, И
Ж. Звуки Ж и Ш звучат всегда очень твердо.
И. Мягкость их обозначать брались очень многие.
Ш. Пробовала буква Ё, но не вышло у неё.
И. Даже сам Мягкий знак не смягчил их никак.
И. Отказались все от них кроме доброй буквы И.
Обе буквы И. Как услышишь ЖИ и ШИ – букву И ты в них пиши. ( Уходят на место). Азбука. Молодцы, ребята! Читать научились, подружились с моими буквами, умеете отгадывать загадки, составлять слова. Умеете дружно работать! Сегодня я прощаюсь с вами, но мои буквы останутся с вами в каждой книжке на каждой страничке, в ваших тетрадках, письмах и открытках. Останутся с вами и мои друзья – сказочные герои!
Среди общего веселья Мне немного грустно стало Вместе с вами провела Дней хороших я немало Мы читали, мы писали Мы учились дружно. Но другие ждут меня, Уходить мне нужно. Не грустите, веселитесь, Вместе милые , друзья, На «отлично» лишь учитесь. С вами же прощаюсь я.
Дети. До свидания!
Дети. 1. В день осенний в день чудесный В класс несмело мы вошли. Азбуки (для всех подарок). На столах своих нашли .
2. Вдоль картинок мы шагали, По ступенькам- строчкам шли. Ах, как много мы узнали! Ах, как много мы прочли.
3. Был наш путь не очень долгим, Незаметно дни бегут. А теперь на книжной полке Нас другие книжки ждут.
3. Как хорошо уметь читать1 Не надо к маме приставать, Не надо бабушку трясти: «Прочти, пожалуйста, прочти!» Не надо ждать, не надо звать, А можно взять и прочитать.
Учитель. Вы прочли Азбуку до корки, Вам по чтению – пятерка! Позади нелёгкий труд Слогового чтения.. И теперь без передышки, Вы прочтете любые книжки.. Так что в путь, дружок! НЕ робей! Не грусти! Не жалей, Что закончил Азбуку. Слово родителям для поздравления.
|